Абсолютное большинство критических ситуаций, происходящих на дороге, требуют от водителя торможения – экстренного или медленного – вплоть до полной остановки. Оно может быть необходимо из-за каких-либо внешних обстоятельств или при возникновении тех или иных неисправностей автомобиля.
Однако случается и так, что из строя выходят сами тормоза. Подобная ситуация может на первый взгляд показаться безвыходной, однако найти безопасное решение можно и для нее.
Причин отказа рабочего тормоза в пути может быть несколько.
Это может произойти из-за следующих повреждений тормозной системы:
Естественно, все эти повреждения не случаются в одночасье сами по себе. Иногда водитель уже знает, что тормозная система неисправна, но все отправляется в путь. Порой он же просто допускает халатность и не обращает внимание на падение давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы. Кроме того, причиной неисправностей может стать езда с непросушенными тормозными колодками после переезда брода или в распутицу.Отказ тормоза несколько по-разному проявляется в зависимости от вида привода: на гидроприводе педаль тормоза «проваливается», в то время как на пневмоприводе автомобиль просто перестает реагировать на нажатие на педаль тормоза.Наибольшую опасность представляет собой отказ рабочего тормоза, случившийся во время затяжного спуска, потому что в этот момент автомобиль ускоряется.
Что делать, если во время движения на вашем автомобиле отказал рабочий тормоз?
Если во время отказа тормозной системы автомобиль двигается накатом, то есть рычаг КП стоит в нейтральном положении, а водитель удерживает сцепление, следует немедленно включить передачу (желательно пониженную). При наличии пневмопривода водитель должен попытаться повысить давление воздуха в тормозной системе, для чего следует запустить двигатель (если тот остановился) и включить передачу, обеспечивающую максимальную частоту вращения коленвала. Если двигатель работает, им и нужно тормозить в случае отказа рабочего тормоза – постепенно понижая передачи в КП.Если скорость движения автомобиля невелика и дорога сухая, можно остановить машину стояночным тормозом, для чего нужно плавно затянуть его на несколько щелчков. Помните, что включать его резко и полностью крайне не рекомендуется – на скользкой дороге или при высокой скорости движения (даже на сухом покрытии) это может привести к заносу и даже опрокидыванию авто.
Что делать, если рабочий тормоз отказал, а двигатель не запускается?
Невозможность пустить двигатель при отказе тормозов и нейтральной позиции рычага коробки передач намного усложняет ситуацию. Однако выход есть и из нее: чтобы не попасть в ДТП, водитель должен незамедлительно переключить рычаг КП в передачу, соответствующую скорости движения. Если в вашей коробке передач есть синхронизатор, сделать это будет несложно. Если же синхронизатор отсутствует, нужно будет резко уверенно дернуть рычаг КП. При включенной передаче запустить двигатель будет значительно легче. А после его пуска выполняется торможение двигателем за счет понижения передач в коробке, как и в предыдущем случае.
При отказе рабочего тормоза не следует забывать и про другие методы понижения скорости, даже если они кажутся вам незначительными – в бою, как говорится, все средства хороши. Например, можно направить машину на участок дороги (или обочину, а может и дальше), где сопротивление качению будет выше. С той же целью может быть снижено давление воздуха в шинах до 0,05 МПа. В крайних случаях машину можно направить на препятствие.